Рубрики
События

Для чего фигуристам заниматься танцами

Взрослых соревнований

В спецпроекте «Песнь льда» детально раскрывается, для чего именно фигуристам нужна хореография. По сути, без хореографической подготовки никак не обойтись. Так, Железняков у Этери Тутберидзе стал известен миру фигурного катания именно как тренер по хорео.

С группами Нины Мозер и Светланы Соколовской сотрудничает Рамиль Мехдиев, артист балета. А с недавнего времени он работает со школой Авербуха. Мехдиев признался, что никогда не думал всерьёз о том, что будет работать с фигуристами. Он даже не умел кататься. Первые коньки себе покупал, не имея опыта скольжения по льду.

Мехдиев описал, как ему давали понять, чем он должен заниматься с фигуристами. Ему сказали, что он на лёд может и не выходить. Главное – тянуть колени, ноги, шеи. Руки должны быть поставлены. Важен артистизм, эстетика.

Сейчас в фигурном катании спортсменам необязательно иметь только технику. История Александры Трусовой с безумными для женщин 5 квадами это подтвердила. Такое количество четверных прыжков не прыгают в одной программе во многом даже мужчины. Тем не менее Александра проиграла борьбу за олимпийское золото и во многом именно отсутствием эстетики на высоком уровне.

Трёхкратные чемпионы мира по спортивным танцам Марина и Артемий Каташинские видят в танцах основу подготовки хорошего фигуриста. Причём далеко не только в танцах на льду, где, понятное дело, хореография – это основное направление. Однако пара считает, что хореографическая подготовка обязательна буквально для всех. Без хореографии стать фигуристом можно, но выдающимся – он не будет. Именно танцевальная подготовка делает выступления сочными, придаёт им ярких красок. Нужна эстетика движений, культура обращения со своим телом, особая пластика.

Занятия хореографией помогают также научиться слышать музыку. Это очень важно, потому что позволяет при необходимости, если спортсмен на льду сбился, быстро перепрыгнуть в так нужный элемент. Например, Алина Загитова на Олимпийских играх смогла вставить коронный лутц-ритт во вторую половину, когда он у неё не получился вначале, в задуманной части. Причём она это сделала ровно в такт музыки, благодаря чему не потеряла баллы за композицию. И такая перестановка позволила ей даже выиграть за счёт большей надбавки. В итоге произвольная программа стала смотреться ещё лучше, с большим нервом.

Это очень яркий пример того, что может дать музыкальность в комбинации с хорошим контактом с собственным телом. А все эти навыки развивает хореография. И такие навыки помогают правильно подавать образ, раскрывать его. Мехдиев считает, что заниматься хореографией фигурист должен не меньше 2-3 раз в неделю. Хотя фигуристки у Тутберидзе тренировались каждый день.

Нужно понимать, что помимо хореографии и, собственно, тренировок на льду, все спортсмены ещё занимаются ОФП. Эти нагрузки очень важны, так как они позволяют хорошо прыгать и спасать прыжки во время переходного периода. Чем сильнее мышечный корсет, своеобразный каркас, который защищает тело, тем меньше риск серьёзных травм. И тем легче будет прыгать.

Но вместе с тем очень сильно накачанные фигуристки теряют гибкость и пластичность. Эта проблема особенно хорошо видна у парней, где они сначала качаются для квадов, а потом до такой степени теряют гибкость, что получают звание «прыгающих табуреток» за деревянность. Это обусловлено тем, что тело фигуриста перестаёт быть пластичным. И ему приходится много над собой работать, чтобы исправить это, достичь нужного эффекта.

Поэтому оптимальный результат – золотая середина или что-то около. Необходимо соблюдать баланс. Это очень и очень важно. Но далеко не у всех это получается.

На уроках танцах фигуристы учат не только хореографию, но и актёрское мастерство, артистизм. Рамиль Мехдиев преподаёт своим подопечным историю искусств и поэзию. Он обратил внимание во время работы с фигуристами, что у многих из них в силу большой доли спортивного образования в подготовке просто не хватает багажа знаний для понимания образов, которые они передают на льду. А без осознанности в полной мере начинаются проблемы.

Если фигуристка сама считает, что она показывает бабочку или птицу, или змею, это будет на юниорском уровне. Такой уровень подачи не подходит для взрослых соревнований. И он не годится для главных стартов. Поэтому фигуристам нужно понимать, что именно они катают. Причём это надо знать ещё до контрольных прокатов, чтобы было время вкатать, чтобы программа начала потом звенеть.

Мехдиев считает, что основная работа над программой начинается в голове. Он указал на ошибочность представления о том, что фигуристы работают исключительно ногами. По его словам, это просто стереотип. Спортсменам нужно сначала дать понять, что именно они должны показывать, как конкретно – выражать это. И только после того, как до них дойдёт программа, спортсмены будут в состоянии демонстрировать настоящее чемпионское катание.

Всё это далеко не так просто. Хореографию принято недооценивать. Многие делают ставки на прыжки, на силовые элементы. Каждый новый ультра-си в последние сезоны, даже сделанный на тренировках, нередко становился в РФ предметом оживлённых дискуссий. А вот хореография как будто бы вышла на второй план. Но на самом деле это не так. Были многократно ситуации, когда с прыжками что-то не задавалось, а вот хореография помогала всё вытащить на довольно высокие оценки.